7 июля. Через тундры и леса, через реки, ручьи и болота к Тумрокским минеральным источникам. - Midoritai [entries|archive|friends|userinfo]

7 июля. Через тундры и леса, через реки, ручьи и болота к Тумрокским минеральным источникам. [12.9.2013|1:54]
Midoritai
[Tags|, ]

Ночью донимали комары, шел дождь. Казалось, будто я в поезде - в ушах стоит гул, а пейзаж за окном плывет. Казалось, что снаружи все покрыто москитной сеткой. Ужасные ощущения. Утром проснулись от шуршания пакетов с едой, которые мы по неосторожности оставили на полу, но мыши не успели в них залезть. Утром дождь закончился. Мы неспеша позавтракали и собрались, пришли наши попутчики и вместе мы двинули дальше. Теперь уже у нас была тропа.

Снова вверх-вниз по кочкам среди островов кедрового стланника, где за каждым кустом мерещился медведь. Дорога по этой тундре была долгой.

Вулкан Кизимен закрыт облаками. Было пасмурно, иногда моросило, но не сильно.

Здесь тундра кончается, и начинается спуск в лес. Лес на Камчатке ужасный! Нет ничего хорошего в лиственном лесу - сырость и трава по пояс. То ли дело в Ленобласти, эх... и комаров у нас меньше.

Ну и еще разок Кизимен :) Смотрите какое у него милое плюшевое подножие. А на самом деле там адский непроходимый мокрый лиственный лес! Небось еще и стланником все заросло.

Спуск очень крутой, даже тропа выбита. Страшно представить, что потом нам придется подниматься по ней вверх! Почти все время идем вниз, подъемы бывают редко и это пугает. Через два часа пути промокли ботинки. Мужики-попутчики шли в резиновых сапогах, похоже, это более подходящая обувь, но и они выливали из них воду.

Урочище Кипелое. Огромное поле ровное, окруженное лесистыми сопками.

Небольшая фотосессия после бодрящего перекуса.

После урочища опять лес и опять спуск. Вышли к реке Большая Щапина. Из-за этого моста я переживала больше всего перед походом. Было ясно, что мост в каком-то виде существует, но вот в каком... Река быстрая и глубокая, на камфоруме выкладываали фотки, где кони погружались здесь грудь, Значит человеку будет по горло, я думаю. Этот мост тоже построил Юрий еще в 78 году. Потом он несколько раз ремонтировался, но с каждым годом состояние переправы все хуже и хуже. Вроде как в этом году его собрался перестроить Кроноцкий заповедник.

Три часа мы потратили на переход реки. Два часа думали-пробовали и один час делали. Проблема в том, что с рюкзаками было очень сложно перейти. Мы пытались переправить их по натянутому рядом тросу, но он слишком низко провисал и затея провалилась. Чуть не утопили рюкзак таким образом.

В итоге решили потрошить рюкзаки и переносить содержимое в два захода, чтобы вес на спине был не слишком большим и не мешал сохранять равновесие. Я, как самый трус, кое как перешла без рюкзака, а вещи перетащили парни. Мне было очень страшно стоять в такой позе над водой. Это довольно устойчивое положение, но течение сильное и я боялась, что у меня закружится голова или начнется приступ паники. А за мостом мы наконец-то пообедали, что делать совсем неудобно из-за постоянно мешающих комаров и мороси.

Через пару километров была еще одна быстрая река - Большой Иульт. Здесь чистая прозрачаня вода, не то, что в Щапина. Мочить ноги не хотелось, парни искали сухую переправу. Перебирались по этому дереву, а попутчики разбили за ним лагерь. Мы же решили, что успеем дойти до Тумроков к закату. Наивная простота. Ну, может быть, мы успели бы, но мы такие туристы... Вот даже переходить реку в брод не хотели. Это же наш первый серьезный поход.

На другом берегу тропа теряется в лесу, там все заболочено, кругом ручейки и упавшие гниющие деревья. Мы бродили по лесу, потом вышли в тундру, перешли несколько ручьев. Сегодня идти легче, несмотря на то, что мы мокрые внутри и снаружи, из-за чего замерзали на остановках.

Видели смятую траву, сначала решили, что здесь стояла палатка, а может быть там спал медведь. Мы свистели, кричали и хлопали в ладоши, потому что медвежье говно пугало. Потом вдруг нашли тропу, идти стало легче и быстрее. Вот высота травы, в которой мы ходили.

Вокруг, конечно, очень красиво.

Мы шли по хорошо набитой тропе никуда не сворачивая, а она уперлась прямо в Большую Щапина, перейти которую невозможно. Мы прошли по тропе вниз по течению вдоль Щапина и уперлись в лубокую речку метра два шириной. Мы все еще не хотели идти вброд, а судя по записанным в навигаторе чужим трекам, люди переходили этот Малый Иульт метрах в пятиста от Щапина. Мы вернулись на набитую тропу, по которой пришли, и стали искать отворот в сторону, он был, но потерялся в болоте, заросшем высокой травой. Мы снова вышли к Малому Иульту, но ничего похожего на брод не нашли, речка была достаточно широкой,чтобы перепрыгнуть, глубокой и быстрой. Возможно неадо было пройти еще дальше, но в заросшем болоте лишние сто-двести метров - это существенный труд. Парни сделали подобие моста, напилив сушняк, который стоял вдоль берега, и набросав его кучей в воду. Рюкзаки пришлось перекидывать. Пока сооружали переправу, Вадик успел два раза упасть по пояс. Говорит, до дна не достал, ноги сразу снесло течением. Пока возились с тими деревьями, стемнело, поднялся ветер, мы все промокли, особенно Вадик, и успели замерзнуть. Поняли, что до Тумроков сегодня не дойдем и стали искать стоянку. Болото было большим, так мы на нем и остались.

Бродили в высокой траве. Иногда трава была смята, там явно ходили медведи. Мы искали место, где будет посуше и менее ветренно. Под ногами было мягко и хлюпало. Встали в кустах. Уже было темно, сверху мерзко моросило. Вадик согревался в палатке, а мы с Андреем готовии горячую еду, хотя мне уже никакая еда не была нужна, я бы сразу завалилась спать в сухие внутренности теплого спальника.

Ночью ветер стих, шел дождь. Утром Андрей рассказ, что слышал, как кто-то приходил к стоянке, по его мнению, медведь. Может это лось был... К утру дождь закончился и нам повезло собираться посуху.

В этом месте стояли наши палатки.

Мы еще вполне верим и надеемся.

Андрей показывет, как он бодр :)

Вышли в 11 утра. Кизимена уже не было видно вообще. Все сопки вокруг скрыты туманом. Пробирались по болоту, по лесу, по кустам и медвежьим тропам к следующей реке. Потом узнали, что называется она Белая, а на генштабовских картах почему-то подписана как Малый Иульт. А Малый Иульт назван Средним. На эту путанницу нам потом указал охранник на Тумроках. Так вот. Сначала мы искали выход к этой реке Белая, шли вдоль нее, искали сухой переход, например бревно. В какой-то момент мы на все плюнули и перешли ее прямо в ботинках, они у нас все равно со вчерашнего дня не высохли, терять уже было нечего. Воды в реке чуть выше щиколоток, сильное течение сбивает с ног, но перейти не сложно.

Реке дали такое название из-за цвета воды в ней. Она мутноватая белесая и чувствуется привкус мела или песка какого-то.

Очень много медвежьих троп вдоль реки и следов на песке тоже много. Этот след Вадик принял за человеческий :)

Потомы опять плутали в мокрых лесных зарослях, тропу ни разу не видели. Это адский кошмар! Тумроки уже казались недосягаемой мифической выдумкой, а лес бесконечным наказанием за прошлые грехи. Проскакивали мысли, что лес никогда не кончится, иногда трава была выше головы! Вадик быстро пресек мои фантазии на тему того, что вдруг мы придем на Тумроки, а попутчики наши уже там, хотя и отстали вчера на несколько километров. Но ура! Мы услаши гул генератора и увидели среди деревьев крсные крышы! Мы вышли к Тумрокским горячим источникам! О них я расскажу в следующем посте. А наши попутчики уже действительно грелись в домике. Они перешли Малый Иульт в нужном месте (кажется недалеко от Щапина) и нашли тропу до источников, чем и сэкономили себе кучу времени и нервов.

Забегая вперед, расскажу, что на обратном пути мы вышли к реке Малый Иульт по тропе прямо от Тумроков. Эта тропа приходит к месту, где Малый иульт впадает в Большую Щапина, но как перейти ее в том месте мы так и не придумали, хотя попутчики это как-то делали, а мы воспользовались нашим старым "мостом".
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: hyperboreus
12.9.2013 (UTC)
Костер, как я понимаю, там не зажечь? На горелке готовили?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: midoritai
12.9.2013 (UTC)
на костры мы там сильно и не надеялись, мы же вообще в горы собирались! :) Таскали газовую горелку.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hyperboreus
12.9.2013 (UTC)
Ну, это правильно, просто лес же ))