Поход по Сванетии. Часть 11. Перевал Чхутниери. 12-13 сентября. - Midoritai [entries|archive|friends|userinfo]

Поход по Сванетии. Часть 11. Перевал Чхутниери. 12-13 сентября. [30.6.2015|22:34]
Midoritai
[Tags|, ]

Мы полчаса искали тропу к перевалу...

Мы полчаса искали тропу к перевалу. OSM рисовал ее в том месте, где мы находились, но не было даже намека на возможность ее существования - вправо и влево отвесные склоны, заросшие кустарниками и березами. Где-то еще ниже по течению склон был более пологим, Вадик слазал на разведку, сказал, что тропы нет, но там явно кто-то ходил. И мы полезли в надежде пересечь еще одну тропу, которую рисовал наш навигатор. Так мы попали в получасовой ад. Мы продирались через мокрые после дождя заросли кустарников, а под ногами стелился рододендрон - то еще препятствие, ноги путаются в его ветвях. И еще грязища, потому что вдоль ручейка меньше растений и проще идти. Тропа должна была показаться через 120 метров, но нет, потом через 60, опять нет.

Прямо сквозь такие кусты мы и пробирались, специально сфотала.

И вот, свернув вправо, мы наконец-то вышли на отличную набитую тропу. Только тут мы вспомнили, что в двухстах метрах  ниже по течению от того места, где мы начали подъем, была другая дорога! Нормальная человеческая тропа без всяких рододендронов и кустов!

Заросли, из которых мы вышли. Какое облегчение найти тропу, в награду - красивые виды. Я уверена, что мы не одни такие дурные лезли в этом месте в гору, вот эти люди наверняка поднимались тут же годом ранее. Или эти, хотя похоже, что люди из одной группы.

Дальше все просто - тропа одна хорошо набитая. Часто она идет по ручью, можно промочить обувь. Единственная сложность - крутизна подъема, так что Чхутниери в сравнении с Гули прост. В одном месте есть утоптанная многими туристами смотровая площадка с видом на ледник Лардаад:

Просмотрели язык ледника, поняли, что если бы шли по нему дальше, ничего нового не увидели бы.

Чем выше, тем больше обзор шикарных видов на ледник, долину реки Адишчала и поселок Адиши.

Часто пишут про то круглое голубое озеро (например тут можете почитать, на что оно похоже, если захотите там ночевать).

К перевалу мы поднялись на закате. Наверху ветер и холодно, мы сразу же оделись. Виды невероятные, все горы... Безенгийская стена, которая состоит из четырех- и пятитысячников... В закатном солнце и тучах все выглядело очень красиво.

Увидели на западе огромные горы, которые мы не замечали из-за туч. Одна из них - Ушба. Когда мы ходили возле нее, она казалась меньше. Отсюда виден перевал Гули.

В каменной пирамидке нашли украинскую закладку с сигарой. Сложили все как было, свои записки писать мы не приучены. да, украинцы тут толпами ходят.

Другая сторона, куда продолжался наш путь, выглядела гораздо более уныло. Никаких тебе снежных вершин, ледников и долин. Стало грустно.

Высота перевала.

Последний взгляд на ледник.

... и на горящие в последних на сегодня лучах горы, по которым мы прошли, наверное, это те самые, которые не торопились собираться, чтобы перейти Адишчалу, мы видели их стоянку в лесу.

Увидели группу туристов, спускающуюся по другой стороне. Мы долго не задержались наверху, скоро ночь, а у нас кончается вода, надо найти родник, нарисованный на карте, и место для палатки.

Стоянка у нас была с видом на ледник, из которого вытекает река Халдесчала. Рядом был камень с гнездом диких пчел. Сварили суп с грибами, которые нашел Вадик. Самый сложный участок маршрута был позади думали наивные мы!  Вот утренняя фотография из палатки.

Панорама с восходом.

Утром я некоторое время боролась с желанием сбегать на перевал и пофотографировать ту сторону рассвета, но лень победила, а оправданием служило время, хотя сегодня мы планировали совсем крошечный переход до разрушенной деревни Халде. Не полезла я.

Похоже, вчерашние туристы устроились на ночь в тех пастушьих домиках внизу, и утром сушили что-то красное на большом камне.

Высота ночевки. Только тут мы нашли почти ровное место для стоянки и недалеко от ручья.

Виды снова прекрасны. Погода балует.

Видно, как извивается ледник Зарешо-Халде. Тут можно посмотреть на него поближе и прочитать, как пройти, правда маршрут начнется из другого места.

Дорога совершенно простая. Идем и отдыхаем, наслаждаемся зелеными пейзажами. Нам куда-то вперед:

Зеленые горы и синее небо как с обоев винды.

Наверное, это серпантин с перевала, я уже и не помню.

А дальше расскажу, как мы дошли до Халде и что делали потом.

Часть 1. Батуми. 2 сентября.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: mg5642
1.7.2015 (UTC)
Да, Сванетские кусты это что-то. Был однажды случай, за день прошли четыреста(!) метров по карте. Не прошли - прокарабкались и несколько веревок провесили по каким-то скалам.

Круглое озеро необычное! Не знаете подробнее про него, кроме той ссылки?
Вообще, его там быть не должно - это же пойма реки, тут часто все меняется.

А репортаж отличный, как и фотографии!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: midoritai
1.7.2015 (UTC)
спасибо! :)

Все так спокойно описывают местные заросли, как что-то простое, я даже не очень готова была к таким дебрям. Но они нам всего раз попались. Страшнее описывали только камчатский стланник.

Про озеро знаю только, что называется оно Церковное. Похоже, на нем ночевали украинцы, которые записку на перевале оставили. Не думаю, что оно новое, оно даже в викимапии отмечено тут. Не смогла найти про него ничего подробнее, чем то, что оно теплое, в программе некоторых походов предусмотрена возможность у него заночевать, и еще вот это фото.